Советский художественный фильм 1956 года режиссёра А. Иванова, снятый по мотивам повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Июль 1942 года. От самого Харькова отступают трое боевых друзей: 28-летний лейтенант Керженцев (Вс. Сафонов), его связной Валега (Ю. Соловьёв) и полковой разведчик Иван Седых (В. Ковальков). С толпою беженцев проходят они мимо украинских деревень к Сталинграду. Здесь на несколько суток передышки они останавливаются в семье ветерана-строителя Сталинградского тракторного завода (Е. Тетерин), Керженцев знакомится с его дочерью Люсей (Т. Логинова), работающей в госпитале. Они прогуливаются по набережной Волги и попадают на ещё не известный большинству советских людей Мамаев курган.
Лейтенант Керженцев получает назначение в 184-ю дивизию, где заменяет погибшего комбата. Бойцов в батальоне всего 36 вместо четырёхсот по штату военного времени, но зато все они, как на подбор, герои.
Бок о бок с ним сражаются полковые разведчики-морпехи во главе с неугомонным и храбрым весельчаком Чумаком (Л. Кмит), с которым поначалу у Керженцева начинается конфликт. Среди подчинённых Керженцева интеллигент в очках Фарбер (И. Смоктуновский), романтик, не расстающийся со своей записной книжкой, который неизвестно как попал на фронт, стал комвзвода и уцелел за год войны; комвзода Карнаухов, который на стенке блиндажа поместил портрет Джека Лондона и бережно хранит на передовой его книжку «Мартин Иден».
Батальон получает задание комдива захватить первые две линии немцев, удерживающих господствующие высоты у завода «Метиз» на Мамаевом кургане. Керженцев практически без потерь выполняет первый этап задания: немцы из первой линии выбиты. Но, стремясь выслужиться перед командованием, начальник штаба полка капитан Абросимов даёт преступный приказ: на рассвете под проливным и холодным дождём и на легко простреливаемой фашистами местности начать атаку на вторую линию. В этой роковой атаке гибнет половина батальона. На руках Керженцева умирает Карнаухов.
Абросимова на партсобрании разжалуют в рядовые. При этом Фарбер говорит патетическую и искреннюю речь о «дурости» некоторых приказов.
При немецком артиллерийском обстреле Керженцев тяжело ранен в грудь. Валега отвозит его в госпиталь, где работает Люся. Теперь она врач и активно помогает его выздоровлению. У Керженцева и Люси завязывается роман. Спустя время раны залечены, и лейтенанту надо возвращаться в строй, в разрушенный Сталинград. Керженцев с удовлетворением замечает, что на смену неразберихе первых дней осады пришёл порядок, к фронту движется новая техника.
Он подходит к своему «Метизу», видит окопы, роковые для его батальона и комвзвода Карнаухова. Завершается сцена встречей с Чумаком и Иваном Седых, который добился своей мечты: на его груди блестит боевой орден. Под руку попадает трофейная «Лейка», доставшаяся разведчикам. И под совет Фарбера: «выдержка одна сотая, диафрагма восемь», Керженцев делает снимки своих боевых товарищей. Эта фотография перемещается в кадре на стену под голос Керженцева о том, чтобы новое поколение никогда не знало ужасов войны. В этом и есть смысл окопной правды: воевать, чтобы никогда не было грохота орудий и смертей.