«Берегись автомобиля», 1966 г. Режиссёр Э. Рязанов
Одна из самых популярных кинокомедий в истории советского кино.
В роли Деточкина Рязанов видел только Юрия Никулина. Рязанов предварительно договорился с Никулиным об участии в картине и даже уговорил его сдать на права. Но когда сценарий был готов, Никулин оказался плотно занят в цирке и уезжал в зарубежные гастроли на целых полгода.
Рязанов привез сценарий Иннокентию Михайловичу. «Это очень интересно, вы стучитесь в ту дверь, – ответил актёр. – Но сейчас я не могу сниматься, я занят». Смоктуновский в то время начал работать над ролью Ленина в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель». Эта работа занимала всё его время. На один только сложный грим уходило около четырёх часов. Актёр признавался Рязанову, что у него просто нет физических сил сесть в поезд или на самолет и приехать из Ленинграда на «Мосфильм» для кинопроб.
Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе, – решил Рязанов и отправился с небольшой съёмочной группой в Ленинград. Кинопроба получилась не очень хорошая. Сказалась усталость Смоктуновского и то, что вся его творческая энергия была сосредоточена на другом. «И, тем не менее, удалось достичь главного: я безоговорочно верил его Деточкину!» – рассказывает в своей книге «Неподведённые итоги» Эльдар Рязанов.
Казалось бы, главный герой найден. Но тут из Ленинграда пришла телеграмма: «К сожалению, сниматься не могу, врачи настаивают длительном отдыхе. Пожалуйста, сохраните желание работать вместе другом фильме, будущем. Желаю успеха, с уважением. Смоктуновский». Вся съёмочная группа была в панике. Думали, даже отказаться от съёмок. Но сценарий был настолько хорош, что решили поискать другого исполнителя.
Пробовали Леонида Куравлева, но, по словам Рязанова, «в нём всё же не хватало странности». Пробовали Олега Ефремова, но, как выразился художник картины Борис Немечек, «это же волк в овечьей шкуре!» Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника», будущий главный режиссёр МХАТа. Рязанов решил, что он идеально подходит на роль следователя Максима Подберёзовикова.
И тогда Рязанов снова решил ехать в Ленинград к Смоктуновскому. Выяснилось, что Иннокентий Михайлович по-прежнему болен и живет на даче, в ста километрах от города.
На Смоктуновского произвело лестное впечатление, что режиссёр лично приехал, причём, в жуткую непогоду за тридевять земель, чтобы уговорить его сниматься. «Я уговаривал как мог, – продолжает режиссёр. – Я уверял, что в случае необходимости мы перенесём действие фильма из Москвы в Ленинград. Мы создадим ему царские условия для работы. Я не скупился на посулы и обещания. Я не врал. Я и впрямь собирался облегчить ему жизнь. Я видел, что Иннокентий Михайлович нездоров и очень переутомлён».
В результате Смоктуновский сдался. Но многоопытный уже Рязанов на слово не поверил: «После твоей телеграммы с отказом мне никто не поверит, что ты согласен. Телеграмма – это документ, и я должен противопоставить ей другой документ. Я должен показать дирекции студии бумагу. Поэтому пиши расписку с обещанием, что сыграешь Деточкина».
Это был беспрецедентный случай: режиссёр взял с актера расписку, что он будет сниматься! До сих пор в архиве в папке фильма «Берегись автомобиля» лежит расписка, в которой сказано: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съёмкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».
В 1966 году комедию «Берегись автомобиля» посмотрели 29 миллионов зрителей. Фильм был награжден почётными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картина получила Почетный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актёром 1966 года.
А вскоре заболел туберкулезом глаз. Врачи на два года запретили ему сниматься. Рязанов именно себя считал виновником этой болезни. Ведь если бы он не уговорил больного актёра сниматься, возможно, с ним бы ничего неприятного не приключилось впоследствии.