«Мёртвые души», 1984 г. Режиссёр М. Швейцер
Натурные съёмки проходили в Суздале. Художественное училище превратилось с фасада в дом губернатора, а сбоку – это уже двор Ноздрёва. Согласно установленной вывеске, Суздальская районная библиотека превратилась в «Питейный дом». У Ильинской церкви была построена «городская застава». Фрагменты 5 серии снимались и на Торговой площади.
Другой важной особенностью было участие в фильме самого Гоголя – в исполнении Александра Трофимова. Автор поэмы как бы появлялся сам в длинных интермедиях в начале каждой серии и имел свои вставки в их середине, читая монологи и размышления Гоголя в поэме.
Алла Демидова: – Иннокентий Михайлович, а как вам пришло в голову сыграть именно такого Плюшкина, столь вроде бы не похожего на хрестоматийный материал?
Иннокентий Смоктуновский: – Не хотелось повторять блестящий рисунок Леонидова и Петкера в мхатовской постановке. Это уже стало штампом. Мы со Швейцером решили идти по другому пути. Новыми глазами прочитал Гоголя. А там – былое величие… (Мы идём по длинному коридору телецентра, и Иннокентий Михайлович тут же, на ходу, встал в позу: рукой опёрся о стену, правая нога, согнутая в колене, немного выдвинута, голова гордо откинута назад, челюсть – вперёд, лицо, как на рисунках старых мастеров, – во всём облике и величие, и спесь, и благородство… – А. Демидова) После смерти жены он опустился. Иногда бывает суетлив, кричит на слуг и тут же зыркает глазами на Чичикова – видит ли тот, как его ещё слушаются в этом доме… Все действия и поступки очень конкретны. Всучил Чичикову беглых душ – радуется, что обманул… Он больной человек… Его жалко… Увидеть образ – главное. Надо почувствовать правду внутренней его жизни, и тогда логика характера этого образа будет диктовать и пластику, и голос, и реакции, и поступки, иногда вразрез желанию самого актёра. Вот как у Пушкина Татьяна – что с ним выкинула: «Взяла и выскочила замуж…»