АГЦБС

Ачинская городская

централизованная

библиотечная

система

+7 (39151) 4-94-00

achinskcbs@mail.ru

г. Ачинск, Юго-Восточный р-н, 17

АГЦБС
МЕНЮ:

«Ласточка» над фронтом: Марина Михайловна Раскова


Опубликовано: 25.04.2022 | Категория: Патриотический проект «Геройский адрес»

Дата рождения: 28.03.1912 г.
Место рождения: г. Москва
Дата смерти: 04.01.1943 г.
Место смерти: близ с. Михайловка, Саратовский район
Память: с 2019 года одна из улиц города Ачинска носит имя М. Расковой (расположена перпендикулярно ул. Профсоюзной).


Раскова, аудиогид скачать

Будущая летчица родилась в Москве. Её отец – вокальный педагог и оперный артист Малинин Михаил Дмитриевич, мать – школьная учительница Анна Спиридоновна. Марина окончила 9 классов средней школы, одновременно училась в детской школе при Московской консерватории. В старших классах увлекалась химией. 

В 1929 г. Марина Михайловна устроилась на Бутырский анилино-красочный завод. Работала лаборанткой, а затем химиком-аналитиком. В том же году вышла замуж за инженера заводской лаборатории Сергея Ивановича Раскова.

После рождения дочери Марина Раскова получила должность лаборантки в аэронавигационной Военно-воздушной академии (1932 г.), а через два года успешно окончила институт инженеров гражданского воздушного флота в Ленинграде (в должности штурмана). Далее ее авиационная биография пополнилась школой летчиков и должностью инструктора-летнаба при Жуковской академии.

В этот период страна переживала бум в авиастроении и летном искусстве. Героями времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа. Женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой. 24–25 сентября 1938 года команда из этих трёх отважных летчиц стала обладательницей мирового рекорда по дальности полета, пролетев на «Родине» (АНТ-37) целых 26 часов без дозаправок и пересадок. Маршрут от столицы СССР до Дальнего Востока (село Керби) составлял почти 6,5 тысяч километров. Этот подвиг чуть не стоил Расковой жизни: при вынужденной посадке в тайгу она выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. 

«Дамскому» экипажу рукоплескала вся страна. Проявленные при перелете героизм и мужество высоко оценило советское руководство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года, удостоив девушек званиями Героев Советского Союза. Помимо этого, Марина Раскова получила еще и «Золотую звезду», став второй в истории страны женщиной, награжденной столь почетной наградой. 

В эти годы популярность летчицы была огромной, и на этой волне она решила написать автобиографическую книгу «Записки штурмана».    Тогда же (1938 г.) Раскова вступила в ряды Красной Армии, параллельно став сотрудником НКВД. К 1941 году отважная летчица стала старшим лейтенантом.

Когда началась война, М. М. Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. Для этого она даже использовала свои личные контакты со Сталиным.

В конце октября 1941 года в городе Энгельс (Саратовской области) Раскова сформировала авиагруппу состоящую из трех женских авиаполков: Пе-2 бомбардировочного, Як-1 истребительного и По-2 ночного бомбардировочного, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы». 

Непосредственно участвовать в боевых вылетах штурман начала не сразу: на ней было много организационных вопросов. Женщина возглавляла авиационный полк Пе-2, в оснащении которого находилось три десятка видавших виды самолетов Су-2. После настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину Расковой удалось выбить для своего подразделения 20 единиц новейшей техники. Некоторое время ушло на изучение новых машин, но уже к началу 1943-го полк Марины был в полной готовности для участия в Сталинградской битве. К тому времени Марине Михайловне было присвоили звание «майор».

Когда отряд Расковой начал перелет в зону боевых действий, выяснилось, что два самолета не могут продолжить путь из-за неисправностей. «Ночных ведьм» Ломанову и Губину командир не бросила: сопроводив основную эскадрилью к Сталинграду, женщина вернулась на помощь боевым подругам. В путь летчицы отправились на несколько дней позже запланированного.

Отправка оставшихся самолетов должна была состояться утром 4 января, но из-за сильной метели машины взлетели только в обед. Впереди женскую эскадрилью ждала сильная облачность, но Марина Михайловна скомандовала прорываться вперед. Ее «железная птица» первой врезалась в густую белизну. Следовавшие за капитаном Ломанова и Губина добрались до места дозаправки без особых происшествий, а вот самолет Расковой так и не появился.

Через три дня развороченный бомбардировщик командира авиаполка нашли в окрестностях Михайловки под Саратовом. Вместе с Мариной погиб весь экипаж – штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев, радист Николай Ерофеев. Позже на месте катастрофы установили мемориальную плиту.

Командир «Ночных ведьм» была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно. Её похоронили со всеми почестями на Красной площади, рядом с могилами известных деятелей СССР.


Важная информация:
Год семьи
Культура 24
Год науки и технологий
Гений
НЭБ
Оценка качества услуг
Ачинская библиотека
Ачинский краеведческий музей
КККМ
Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Achinsk
Verification: 2f95c5cee4615ad1da82d70e6c995c7f